Top.Mail.Ru

Отцы и дети: свобода или жесткий контроль?

Наука
37

«Беседа с родителями» - пожалуй, самое приятное конкурсное задание. Это участники конкурса «Учитель года России-2010» поняли сразу, после первых разговоров с мамами, папами, бабушками учеников 5-й магнитогорской школы. Родители попались активные, инициативные, разговорчивые, доброжелательно настроенные. Темы конкурсанты вытягивали по жребию минут за десять до испытания. Но режим импровизации не испортил настроения. Интересно было и учителям, и родителями.

«Знаю ли я друзей своего ребенка?» - такая тема досталась учителю биологии из Республики Северная Осетия – Алания Анне Бекоевой. Родители сразу включились в разговор, тем паче, что конкурсантка рассказала – она тоже мама, у нее трое детей, старшим 18 лет и 21 год, младшей всего 4 года. Опыт родительский большой. Кстати, одна из мам-участниц беседы даже совета попросила у Анны Камболатовны: как избежать ревности, если ребенок растет в семье не один? Выяснилось, что ревности в семье Бекоевых никогда не было, наоборот, старшие дети очень помогают воспитывать свою младшую сестричку, мама поехала на конкурс со спокойной душой. Но таких родителей, как те, что попали на конкурс, пожалуй, классному руководителю не надо учить педагогике, они знают, как вести себя с друзьями ребенка – стараются познакомиться с ними, приглашают в дом и прекрасно понимают, что запрещать с кем-то дружить, даже если выбор сына или дочки кажется неправильным, бесполезно.

Такая же тема досталась Галине Корнеевой, учителю физики и астрономии из Белгородской области. Чтобы облегчить родителям участие в беседе, Галина Дмитриевна раздала им вопросы, ответы на которые ей хотелось бы получить. Например: «Что такое друг ребенка?». Родительница ответила так: «Это самое важное». Другая мама рассказала о ситуации со своим ребенком-студентом. На 3-м курсе он стал скрытным, начал плохо учиться. Оказалось, что у них на курсе появилась новая студентка, девушка дурного поведения, оказывала плохое влияние на многих. Так что эта мама боролась не только за своего сына, но и за его однокурсников. И убедила их, что не стоит ломать свою жизнь из-за этой девушки. «Не нужно думать, что ситуация сама разрешится, надо действовать», - уверена родительница. Еще одна проблема – виртуальные друзья в социальных сетях. Как быть? Ведь такая дружба может быть опасна. Еще один совет от родителей учеников 5-й магнитогорской школы: «Поставьте ребенку условие – общаться в сети только с теми, кого он знает лично».

Учитель информатики и ИКТ из Томской области Венера Багирян сразу предупредила родителей, что не собирается давать им советы по воспитанию детей, ведь каждый ребенок – индивидуальность, надо его узнать, чтобы рекомендации были полезными. Но выработать подходы вполне возможно. Особенно когда речь идет о такой серьезной теме, как «Почему свой ребенок становится чужим?». Вместе с родителями Венера Борисовна пыталась понять, почему дети с возрастом отдаляются от родителей. Пришли к выводу, что в этом бывает виновато старшее поколение: если мама говорить ребенку шести лет: «Иди поиграй, мне некогда», то в 19 лет выросший сын или дочь сами скажут маме: «Мне некогда». А бывает и обратная проблема – родители слишком близки своим детям, не дают им стать самостоятельными. Одна из мам призналась: «Опыт показал, что чем больше я дают свободу своему ребенку, тем он мне ближе».

Елена Кузьмина, учитель начальных классов из Республики Башкортостан, начала беседу с вопросов «на сближение»: «Я мама сына, а вы?», «Я люблю заниматься спортом, а вы?», «Я иногда не доверяю сыну право на выбор, а вы?». И это настроило разговор на откровенный тон. «Чтобы ребенок был счастлив, он должен иметь право на выбор», - считает Елена Сергеевна. А что родители разрешают выбирать своим детям? Вид спорта, которым хочется заниматься, одежду, что есть, что читать. «Но все должно быть под контролем», - уверено большинство. Получается противоречие. Родители признают, что дети имеют право на выбор, что принятие решения не стоит навязывать, лучше обсудить проблему. При этом они часто стремятся довольно жестко контролировать ребенка. Ведь, в конце концов, мама с папой кормят, поят и одевают своих детей! Вывод сделали вместе. Родители: «Дети со временем реализуют право на выбор…». Учитель: «…если мы не будем на них давить».

Юлия Каримова, филолог из Волгоградской области, немного подкорректировала тему «Как организовать свободное время РЕБЕНКА», выделив большими буквами последнее слово. Оно – ключевое, по мнению Юлии Адольфовны. Конкурсантка предложила родителям интересное упражнение – «слепить» своего ребенка из чего хочется. У одной мамы получилось: «Солнце, тепло, воздух, вода, облака, цветы». Другая выбрала фольгу. Третья «ветер, солнце, песня и танец». «Хороший получился ребенок!», - отреагировала Юлия Каримова. И продолжила: «А теперь скажите, что можно дать вашим детям, чтобы они развивались? Что нужно вашим «ветерку», «солнышку»? Родители ответили: «Любовь, пример старших». А замечательная бабушка уверена: «Простор. Чтобы он научился пользоваться простором. Мой внук стремительный как ветер». Еще детям нужна свобода от компьютера, время, чтобы побыть самим собой.

Родители назвали тему «Семейные традиции, их роль и значение в воспитании ребенка», которая досталась учителю истории и обществознания из Костромы Оксане Цветковой, весьма для них значимой. Многие из них хранят семейные традиции – дни рождения, совместные встречи Нового года – с тех времен, когда сами были детьми. Оксана Николаевна привела точку зрения психологов: они считают, что традиции несут ребенку радость. Для выступления на конкурсе Оксана Цветкова записала на видео своих учеников, которые рассказывали о своих семейных традициях. Одна мама сделала для себя открытие: «Поход к бабушке тоже может быть традицией». Главный вывод – в семейных традициях обязательно должны участвовать дети. При этом родители должны знать меру. Если у папы в его детстве существовала традиция бегать по утрам, это необязательно должно нравиться его собственной дочери. Рано или поздно возникнет протест.

Многие конкурсанты говорили родителям, что конкурсный разговор ни к чему не обязывает, он неформальный. А историк из Краснодарского края Андрей Шевченко пошел дальше: для создания комфортной обстановки собрал чайный стол. За чашечкой чая с печеньем говорить намного приятнее, тем более, если идет обсуждение проблемы, чем занять ребенка в свободное время. Помечтайте, кем будут ваши дети через 30 лет, предложил Андрей Владимирович. Один из родителей ответил: «Очень хочется видеть дочь в таком деле, которое приносит удовольствие. А чем заниматься – ее выбор». Что касается выбора, чем заниматься в свободное время, тут явно нужна родительская поддержка, потому что часто дети тратят дни и вечера за компьютерными играми, сериалами. Однако нужно знать меру, ведь, как сказал один родитель, «если мы сейчас придумаем в классе организацию свободного времени, мы их еще больше загрузим. А им надо отдыхать». «Не надо забывать, - добавил Андрей Шевченко, - что если ребенок не наигрался в детстве, затем он возвращается к игре, но уже с дорогими игрушками».

«Дети и деньги». Начиная разговор на эту тему, Антон Горшков, историк из Ленинградской области, предложил сразу высказаться родителям. Они разделились на два лагеря. Одни «за» карманные деньги, активно используют их как средство для поощрения за успехи в учебе, системе дополнительного образования, помощь в уборке дома. Это, уверены мамы, учит ребят ценить деньги, тратить их разумно. Другие против: «Надо не дарить, а хвалить, устроить праздник, если ребенок, например, заработал первое место на олимпиаде». Был и печальный пример, когда девочка, получив карточку, тратила с нее средства, не задумываясь, по 4-5 тысяч в месяц, и в конце концов карманных денег лишилась. Учитель сделал вывод: «Деньги могут выступать средством экономической социализации. Но надо помнить о рисках».

Питерская учитель истории и обществознания Инна Черенкова назвала родителей «коллегами», так она всегда называет пап и мам своих учеников. Самым важным в беседе она считает не лекции по педагогике, а диалог и выработку рецептов, которые могут поддерживать и развивать семейные традиции. Именно семейным традициям и был посвящен конкурсный разговор. Почему в семье не всегда есть традиции, где корни проблемы? Родители заняты – раз. Нет главных хранителей – бабушек и дедушек – два. Отсутствуют теплые родственные отношения – три. Затем родители вместе с учителем стали разрабатывать рецепты, как эти проблемы преодолеть. Начать с малого – создания семейных газет, фотоколлажей к праздникам. Собираться всей семьей за круглым столом, чтобы поговорить. В выходные выбираться на природу. Наконец, начать исследовать историю своего рода, узнать о предках – это очень важно для ребенка.

«Право ребенка на собственный выбор» - на эту тему в беседах с родителями говорили многие конкурсанты. Выпало организовать такой разговор и Ольге Варфоломеевой, учителю английского языка из Республики Бурятия. «Какие права у ваших детей?» – спросила она у родителей. «А какие обязанности?». Неожиданный вопрос Ольги Игоревны: «Кто вам подсказывает, верен или нет ваш выбор?». Неожиданный ответ мамы: «Очень часто моя дочь. Помогает. Поучает меня. Потому что я иногда не слышу себя, окружающих». Еще один вопрос: «Просит ли вас ребенок помочь в своем выборе?» - «Да, просит совета». «Боитесь ли вы, что делая выбор, ребенок может совершить ошибку?». – «Нет. Если он ошибся, в следующий раз так не сделает». Ольга Варфоломеева поделилась личным опытом воспитания сына – и это стало своеобразным толчком, новым поворотом беседы. Неудивительно, что звонок родители восприняли как досадную помеху и, выйдя за дверь, общение продолжили, уже без жюри и камер.